Представление о сознательном строительстве

Представление о сознательном строительстве

23.07.2012 14:57
Представление о сознательном строительстве

С незапамятных времен представление о сознательном строительстве вызывает у людей образ балки, опирающейся по концам на две стойки, т.е. элементарной схемы пролетной конструкции.

Итак, в исходной точке всей человеческой архитектуры находится пролетная конструкция или пролетное строение как древнейшая конструкция, отмечает Р.Линнекамиф, а согласно точке зрения Е.Торрохи "монолитный ригель, опертый на две колонны или покоящийся на боковых стойках рамы, выложенных из крупных камней (так называемая "циклопическая кладка"), знаменует собой первую победу человека-строителя на его пути, связанном с постоянной необходимостью перекрывать создаваемые им строительные объемы. Эти первобытные архитекторы ничего не ведали о существовании изгибающих усилий, они не были знакомы с трудами Галилея, Эйлера, Навье или Сен-Венана, но уже довольно скоро они усвоили, что если высота балки по сравнению с ее пролетом относительно мала, то камень даст трещину в нижней своей части, и что в том случае, если балка будет защищена от горизонтального смещения, а концы ее в нижней опорной части будут заделаны в кладку, опасность разрушения уменьшится, и что можно добиться этого и в том случае, если увеличить высоту балки в середине пролета, т.е. там, где изгибающий момент имеет максимальную свою величину".

Названные конструктивные формы, выполненные из дерева или камня, мы находим в каждой культуре на всем протяжении истории человечества, причем значение и функции этих форм самые различные.

В доисторических культовых постройках пролетное строение, видимо, служило для обозначения особо важных в культовом отношении участков местности обитания людей. Пролетное строение в форме портала оформляло проем в каменной кладке, служивший для прохода внутрь помещения; одновременно на него возлагались и определенные архитектонические задачи. Примером сказанного могут служить Львиные ворота и вход в купольную гробницу в Микенах.

В этой связи интересна часто высказываемая точка зрения, которая рассматривает эту проблему в качестве вопроса, связанного с представлением о каменном пролетном строении древних как о балочной конструкции. Так, Е. Рупп в книге "Строительная техника в Древнем мире", говоря об изгибе каменных балок, спрашивает, "не является ли эта конструкция ворот результатом неудачных опытов, следствием различных экспериментов в области строительства или же воздвигнута с учетом определенных статических соображений, что само по себе уже достойно восхищения. Нам следует предположить, что в строительстве микенских сооружений принимали участие специалисты, которые все же кое-что понимали в несущих конструкциях, т.е., говоря современным языком, конструкторы".